Многопрофильная областная больница №2

Казахстан, Астана, ул. Манаса, д. 22
+7 (7172) 69 71 93
+7 (7172) 69 71 92

Мониторинг внешних регуляторных требований и международной практики по вопросам комплаенса, противодействия коррупции и управления рисками, определения последствий для Предприятия в случае изменения регуляторных требований.

Как организовать антикоррупционный комплаенс в медорганизации

Воспользуйтесь подробным руководством как создать антикоррупционную комплаенс-службу. Законодательство требует во всех медорганизациях, в которых есть участие государства организовать структуру по противодействию коррупции. Здесь же должностная инструкция комплаенс-офицера и примеры положений о комплаенс-службе. 

Коррупционные деяния 

Коррупционные правонарушения могут проявляться:

  • в коррупционных преступлениях, в том числе хищении денежных средств или материальных ценностей при использовании служебного положения, получении или даче взятки, подкупе и т. д.;

  • в правонарушениях административного характера, в том числе мелких хищениях материальных ценностей, денег при использовании служебного положения, использовании бюджетных и внебюджетных средств не по назначению и т. д.;

  • в правонарушениях дисциплинарного характера, иными словами, использовании служебного положения для получения определенных выгод, за что предусмотрено дисциплинарное наказание;

  • в гражданских сделках, запрещенных законом, в том числе дарении или принятии определённых материальных подарков.

Ответственность за административные коррупционные правонарушения регламентирует глава 34 Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V.

Таблица «Ответственность за административные коррупционные правонарушения»

Статья КоАП

Вид ответственности

Статья 676. Предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами 

Предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей.

Статья 677. Получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом 

 

 

Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет штраф в размере шестисот месячных расчетных показателей.

Статья 678. Предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами 

 

 

1. Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет штраф в размере семисот пятидесяти месячных расчетных показателей.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.

Статья 679. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления 

 

 

Занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования, – влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей.

Статья 680. Непринятие руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции 

 

 

Непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в пределах своих полномочий мер по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции либо в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции, либо непредоставление соответствующей информации в органы государственных доходов по месту жительства виновных лиц – влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.

Статья 681. Принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление 

 

 

Принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, – влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.

По Уголовному кодексу РК коррупционные преступления – это деяния, предусмотренные статьями 189 (пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 361, 362 (пунктом 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пунктом 2) части второй) и 452 настоящего Кодекса (пп. 29) ст. 3

).

Таблица «Уголовная ответственность за коррупционные преступления»

Статья УК РК

Наказание

Статья 189 (пункт 2) части третьей). Присвоение или растрата вверенного чужого имущества

 

 

ограничение свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), – штраф от десятикратного до двадцатикратного размера похищенного имущества либо лишением свободы на срок от двух до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

Статья 190 (пункт 2) части третьей). Мошенничество 

ограничение свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), – штраф от десятикратного до двадцатикратного размера похищенного имущества либо лишением свободы на срок от трех до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 218 (пункт 1) части третьей). Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем

лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 234 (пункт 1) части третьей). Экономическая контрабанда. 

лишение свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 249 (пункт 2) части третьей).  Рейдерство. 

лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 361.   Злоупотребление должностными полномочиями 

штраф в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д.

Статья 362 (пункт 3) части четвертой). Превышение власти или должностных полномочий 

лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, а в случаях, предусмотренных пунктом 3), с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 364.  Незаконное участие в предпринимательской деятельности 

штраф в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т. д.

Статья 365.  Воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью 

штраф в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 366. Получение взятки 

штраф в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д.

Статья 367.   Дача взятки 

штраф в размере от двадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д.

Статья 368.  Посредничество во взяточничестве 

штраф в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до трех лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д.

Статья 369. Служебный подлог 

штраф в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 370.  Бездействие по службе 

штраф в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 450.  Злоупотребление властью 

штраф в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 451 (пункт 2) части второй). Превышение власти. 

лишение свободы на срок от пяти до семи лет, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 452.  Бездействие власти. 

штраф в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ситуация

Подпадает ли директор КГУ под действие Закона РК «О противодействии коррупции»

ВОПРОС

Подпадает ли директор коммунального государственного учреждения под действие Закона РК «О противодействии коррупции» в случае совершения им коррупционных действий в госзакупках, если при этом он не является госслужащим

ОТВЕТ
Согласно
пп. 2) ст. 1 Закона РК «О противодействии коррупции» должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

В п. 2 ст. 1 Закона РК «Об административных процедурах» предусмотрено, что под государственными органами понимаются государственные учреждения, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами на осуществление от имени государства функций по:

1) изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения;

2) управлению и регулированию социально значимых общественных отношений;

3) контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения.

Следовательно, если КГУ выполняет хотя бы одну из вышеуказанных функций, как, например, управление и регулирование социально значимыми общественными отношениями (именно это, вероятнее всего, указано в его положении), то такое должностное лицо подпадает под действие Закона РК «О противодействии коррупции». И в случае совершения коррупционного правонарушения данное должностное лицо будет подлежать привлечению к административной (глава 34 Кодекса РК об административных правонарушениях) либо уголовной ответственности (ст. 366 Уголовного кодекса РК) – в зависимости от степени противоправности деяния.

Пример

Антикор сообщил, что каждое пятое коррупционное преступление совершается в сфере госзакупок.

За январь — март 2022 года в РК зарегистрировано 725 уголовных коррупционных правонарушений: на 26,5 процента больше, чем годом ранее (573). Среди них 521 случай относится к тяжким, 168 — средним, 27 — небольшим, девять — к особо тяжким.

По коррупционным преступлениям в госзакупках с 2020 года по 1-й квартал 2022 года окончено 418 уголовных дел, по ним осуждены 162 лица.

Одна из причин коррупции в сфере госзакупок — закрытость процедуры. Заказчик, закрывая закупку грифом «ограниченного распространения информации», фактически вводит ее в коррупционное поле. Такие закупки проводят только на бумаге, и они фактически выпадают из общественного контроля. В результате в них участвуют аффилированные компании, происходит завышение цен, приобретаются ненужные работы и услуги.

Функции антикоррупционного комплаенса

Закон о противодействии коррупции пунктом 3 статьи 16 установил, что службу антикоррупционного комплаенса создают субъекты квазигосударственного сектора. И основная задача этой службы - обеспечить соблюдение соответствующей организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Закон уточняет, что организации, которые не являются субъектами квазигосударственного сектора, также вправе создавать антикоррупционные комплаенс-службы.

К субъектам квазигосударственного сектора относят - государственные предприятия, ТОО, акционерные общества, в том числе национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, которые являются аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами РК.

Задачи антикоррупционной комплаенс-службы определяют методические рекомендации Агентства РК по противодействию коррупции в пункте 6:

1) обеспечить соблюдение внешних регуляторных требований и наилучшей международной практики по вопросам противодействия коррупции;

2) обеспечить соблюдения основных принципов и реализацию системы мер по противодействию коррупции в соответствии с Законом РК "О противодействии коррупции";

3) выявлять, оценивать и переоценивать коррупционные риски.

Принципы антикоррупционного комплаенса (п. 7):

1) заинтересованность руководства медорганизации в эффективности антикоррупционного комплаенса;

2) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения задач антикоррупционной комплаенс-службы;

3) регулярность оценки коррупционных рисков;

4) информационная открытость деятельности антикоррупционной комплаенс-службы;

5) непрерывность антикоррупционного комплаенса;

6) совершенствование антикоррупционного комплаенса.

Ситуация

Кому подчиняется антикоррупционная комплаенс-служба

Закон о противодействии коррупции пунктом 3 статьи 16 определил, что антикоррупционная комплаенс-служба осуществляет свои полномочия независимо от исполнительного органа, должностных лиц медорганизации, подотчетна совету директоров, наблюдательному совету или иному независимому органу управления и является независимой при обеспечении соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Компетенцию, организацию и порядок деятельности антикоррупционной комплаенс-службы определяют внутренним актом медорганизации.

 Порядок организации 

Порядок организации антикоррупционных комплаенс-служб регламентирует глава 3 Методических рекомендаций Агентства РК по противодействию коррупции от 30.12.2020.

Решение о создании службы антикоррупционного комплаенса принимает руководитель или коллегиальный исполнительный орган медорганизации. Соответствующий акт об антикоррупционной комплаенс-службе размещают на официальном интернет-ресурсе субъекта квазигосударственного сектора и доводят до сведения всех работников организации (п. 8).

Рекомендуется обеспечить подотчетность антикоррупционной комплаенс-службы коллегиальному органу или иному лицу, уполномоченному контролировать соблюдение норм законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции (п. 10).

Численность работников антикоррупционного комплаенса определяют в зависимости от штатной численности организации и в количестве, необходимом для эффективного выполнения функций и задач антикоррупционной комплаенс-службы во всех подразделениях организации, в том числе в дочерних организациях, филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях медорганизации (п. 9).


 Нажмите на картинку, чтобы скачать

Должностная инструкция комплаенс-офицера

Методические рекомендации Агентства РК по противодействию коррупции от 30.12.2020 в пункте 12 советуют возложить на антикоррупционную комплаенс-службу следующие функции:

1) разрабатывать внутренние документы по вопросам противодействия коррупции;

2) разрабатывать и актуализировать стандарты и политики в области антикоррупционного комплаенса;

3) проводить разъяснительные мероприятия по вопросам противодействия коррупции и формированию антикоррупционной культуры;

4) принимать меры по выявлению, мониторингу и урегулированию конфликта интересов;

5) проводить мониторинг на предмет соблюдения работниками медорганизации, относящимися к категории лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, антикоррупционных ограничений в соответствии с Законом «О противодействии коррупции»;

6) развивать корпоративные этические ценности;

7) контролировать соблюдением работниками медорганизации антикоррупционного законодательства, а также корпоративного кодекса этики;

8) проводить внутренний анализ коррупционных рисков в соответствии с Типовыми правилами;

9) обеспечивать публичное раскрытие информации о результатах проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков;

10) проводить служебные проверки на основе обращений, жалоб о фактах коррупции или участвовать в них,

11) координировать работу по снижению коррупционных рисков в деятельности медорганизации;

12) оказывать содействие уполномоченному органу по противодействию коррупции при проведении внешнего анализа коррупционных рисков;

13) проводить мониторинг и анализ изменений в антикоррупционном законодательстве, судебной практики по делам, связанным с коррупцией;

14) обеспечить включение в гражданско-правовые договоры, в том числе договоры о закупках положений, которые предусматривают обязательное соблюдение сторонами договора норм антикоррупционного законодательства, деловой этики и добропорядочности, принципов добросовестной конкуренции.

Права и обязанности антикоррупционной комплаенс-службы (п. 13):

1) запрашивать и получать от структурных подразделений медорганизации информацию и материалы, в том числе составляющие коммерческую и служебную тайну, в рамках утвержденных процедур, регламентированных внутренними документами организации;

2) инициировать вынесение вопросов, относящихся к их компетенции, на рассмотрение руководителя медорганизации или иного лица, органа, которому подотчетна антикоррупционная комплаенс-служба;

3) инициировать служебные проверки по поступающим сообщениям о возможных коррупционных правонарушениях или нарушениях законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;

4) участвовать в разработке проектов государственных программ, нормативных правовых актов и их реализации в пределах своей компетенции;

5) организовывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к их компетенции;

6) соблюдать конфиденциальность информации о медорганизации и его аффилированных лицах, инсайдерской информации, ставшей известной в период осуществления функций антикоррупционной комплаенс-службы;

7) обеспечивать конфиденциальность лиц, обратившихся в антикоррупционную комплаенс-службу по предполагаемым или фактическим фактам коррупции, нарушений корпоративного кодекса этики и иных внутренних политик и процедур по вопросам антикоррупционного комплаенса;

8) своевременно информировать руководителя медорганизации или иное лицо, орган, которому подотчетна антикоррупционная комплаенс-служба, о любых ситуациях, связанных с наличием или потенциальной возможностью нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции;

9) осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Антикоррупционная комплаенс-служба может создать каналы информирования, например, телефон доверия или "горячую линию", по которым граждане могут сообщать информацию о наличии или потенциальной возможности нарушения антикоррупционного законодательства в медорганизации, либо вносить предложения по повышению эффективности мероприятий по противодействию коррупции (п. 14).

Работнику антикоррупционной комплаенс-службы не следует принимать участие в мероприятиях, проверках, служебных расследованиях и др., которые могут привести к конфликту интересов - наличие финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в рамках проводимого мероприятия (п. 5).

Антикоррупционной комплаенс-службе следует обеспечивать систематическое обучение работников организации требованиям антикоррупционного законодательства, начиная с момента приема на работу, при назначении на другую должность, а также при повышении квалификации не реже 1 раза в год. Методы проведения форм обучения определяются антикоррупционной комплаенс-службой самостоятельно - лекции, семинары, тренинги (п. 16).


 Нажмите на картинку, чтобы скачать


Нажмите на картинку, чтобы скачать 

Внимание

Поддержка

Методическую и информационную поддержку антикоррупционным комплаенс-службам оказывает уполномоченный орган по противодействию коррупции и его территориальные подразделения (п.18).

Ситуация

С какой периодичностью необходимо предоставлять отчеты по антикоррупционному комплаенсу

Антикоррупционной комплаенс-службе рекомендуют отчет по проведенным мероприятиям по предупреждению коррупции:

1) направлять ежеквартально лицу, органу, которому подотчетна антикоррупционная комплаенс-служба, а также руководителю медоганизации

2) размещать ежегодно к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом на официальном интернет-ресурсе медорганизации.

Так советует пункт 19 Методических рекомендаций Агентства РК по противодействию коррупции от 30.12.2020.

Коррупционные риски 

Порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков регламентирует Приказ Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции от 19.10.2016 № 12.

Основанием для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков является решение руководителя медорганизации, при его отсутствии - лица, исполняющего его обязанности либо замещающего его должность (п. 2). Решение о проведении внутреннего анализа коррупционных рисков принимают, в том числе на основании результатов антикоррупционного мониторинга (п. 3).

Внутренний анализ коррупционных рисков проводит структурное подразделение, рабочая группа или лицо, уполномоченное первым руководителем. По решению первого руководителя в состав рабочей группы привлекают специалистов или экспертов иных субъектов противодействия коррупции (п. 4).

Периодичность проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяет сама медорганизация (п.7).

Внутренний анализ коррупционных рисков проводят по следующим направлениям (п. 8):

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.

В нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения, выявляют дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений (п. 9).

Под организационно-управленческой деятельностью подразделения понимают вопросы (п. 10):

1) управления персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2) урегулирования конфликта интересов;

3) оказания государственных услуг;

4) реализации разрешительных функций;

5) реализации контрольных функций;

6) иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности подразделения.

Источниками информации для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков являются (п. 11):

1) нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность подразделения;

2) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении подразделения;

3) публикации в средствах массовой информации;

4) обращения физических и юридических лиц, поступившие в подразделение;

5) акты прокурорского надзора;

6) судебные акты;

7) иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан.

Ситуация

Как оформить решение проведении внутреннего анализа коррупционных рисков

Решение о проведении внутреннего анализа коррупционных рисков содержит следующую информацию:

1) наименование подразделения, деятельность которого подлежит внутреннему анализу коррупционных рисков;

2) направление внутреннего анализа коррупционных рисков;

3) о структурном подразделении, должностном лице, должностных лицах или персональном составе рабочей группы, которая проводит внутренний анализ коррупционных рисков;

4) период проведения внутреннего анализа коррупционных рисков;

5) о должностном лице медорганизации, на которое возлагается руководство, координация и ответственность за проведение внутреннего анализа коррупционных рисков и результаты работы.

Так устанавливает пункт 6 приказа Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции от 19.10.2016 № 12.

Ситуация

Как сформировать аналитическую справку с результатами внутреннего анализа коррупционных рисков

По результатам внутреннего анализа коррупционных рисков готовят аналитическую справку, которая содержит:

1) информацию о выявленных коррупционных рисках;

2) рекомендации по их устранению;

3) сроки реализации рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков.

Аналитическую справку согласовывают:

Подписывает аналитическую справку должностное лицо медорганизации, на которое возлагается руководство, координация и ответственность за проведение внутреннего анализа коррупционных рисков и результаты работы.

Аналитическую справку с рекомендациями по устранению выявленных коррупционных рисков вносят первому руководителю медорганизации для рассмотрения и принятия мер.

Результаты внутреннего анализа коррупционных рисков и информацию о принятых и принимаемых мерах по устранению коррупционных рисков размещают на интернет-ресурсе медорганизации. Возможно публичное обсуждение результатов внутреннего анализа коррупционных рисков, в том числе на заседаниях коллегиальных, консультативно-совещательных органов по противодействию коррупции.

Такие требования устанавливают пункты 12-16 приказа Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции от 19.10.2016 № 12.

Поощрение за содействие в противодействии коррупции  

Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции Правительство РК утвердило в Постановлении от 30.12.2015 № 1131.

Финансирование поощрений производят за счет средств республиканского бюджета (п. 3).

Для лиц, которые сообщили о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказали содействие в противодействии коррупции, устанавливают поощрения в форме единовременного денежного вознаграждения (п. 2).

По коррупционным правонарушениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает одной тысячи МРП или отсутствует ущерб, единовременное денежное вознаграждение устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 МРП;

2) уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.

По коррупционным правонарушениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба, или стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает одну тысячу МРП, единовременное денежное вознаграждение составляет десять процентов от суммы взятки или причиненного ущерба, или представленных льгот, или оказанных услуг, но не более четырех тысяч МРП.

В случае отказа от единовременного денежного вознаграждения, лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшее содействие в противодействии коррупции, подает в орган, которому было оказано содействие, соответствующее заявление. При этом структурные подразделения уполномоченного органа могут ходатайствовать, перед руководителем уполномоченного органа о награждении лица грамотой либо объявлении ему благодарности (п. 15).

Ситуация

Какие действия относят к содействию в противодействии коррупции

Содействие в противодействии коррупции включает:

1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения;

2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение;

3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения.

Так устанавливает пункт 4 ПП РК от 30.12.2015 № 113.

Ситуация

Каков порядок поощрения содействия в противодействии коррупции

Основания и порядок поощрения содействия в противодействии коррупциирегламентирует глава 2 ППРК от 30.12.2015 № 113.

Поощряют в случае, если информация соответствовала действительности, либо если иное содействие в противодействии коррупции повлияло на выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционного правонарушения и в отношении виновного лица:

1) вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания;

2) вступил в законную силу обвинительный приговор;

3) утверждено прокурором постановление органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела, вступило в законную силу постановление суда о прекращении уголовного дела на основании пунктов 3), 4), 9), 10), 11) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса РК.

Если на основании информации о факте коррупционного правонарушения выявлено несколько преступлений (п. 6):

1) разной степени тяжести, выплата единовременного денежного вознаграждения осуществляется за наиболее тяжкое из них;

2) одинаковой степени тяжести, выплата единовременного денежного вознаграждения осуществляется один раз.

Орган, который осуществляет противодействие коррупции, в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения направляет в уполномоченный орган следующие документы (п. 9):

1) ходатайство органа, осуществляющего противодействие коррупции;

2) копию заявления, зарегистрированного в книге учета информации, едином реестре досудебных расследований, а также информации об обращении лица по факту коррупционного правонарушения или иных документов, подтверждающих оказание лицом содействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционного правонарушения;

3) по административным делам:

4) по уголовным делам:

5) копию документа, удостоверяющего личность, и банковские реквизиты лицевого или иного счета лица для выплаты единовременного денежного вознаграждения.

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения документов проверяет их полноту и соответствие требованиям. В случаях если представили неполный пакет документов, а также представленные материалы, объекты, данные и сведения не соответствуют требованиям, то уполномоченный орган дает мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления либо ходатайства. Если причину отказа в рассмотрении документов устранили, то заявитель либо орган по противодействию коррупции, обращаются повторно (п. 10).

Выплату единовременного денежного вознаграждения производят в течение десяти рабочих дней после внесения изменений в индивидуальные планы финансирования по обязательствам и платежам уполномоченного органа путем перевода на лицевой либо иной счет лица (п. 14).

Ситуация

Какая ответственность за предоставление заведомо ложной информации о факте коррупционного правонарушения

Ответственность за заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения регламентирует статья 439 Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V:

1. Сообщение органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложной информации о факте коррупционного правонарушения –

влечет предупреждение либо штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на физических лиц в размере сорока месячных расчетных показателей.

НПА

Приводим таблицу с перечнем НПА, которые регламентируют антикоррупционную комплаенс-службу.

Таблица «Перечень НПА по антикоррупционному комплаенсу»

№ п/п

Номер и дата нормативного правового акта

Название нормативного правового акта

1

Закон РК от 18.11.2015 № 410-V

О противодействии коррупции

2

Указ Президента РК от 29.12.2015 № 153

О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан

3

Кодекс РК от 04.07.2014 № 231-V

Уголовно-процессуальный кодекс

4

Кодекс РК от 03.07.2014 № 226-V

Уголовный кодекс

5

Кодекс РК от 05.07.2014 № 235-V

Об административных правонарушениях

6

Методические рекомендации Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) от 30.12.2020

 

 

7

Приказ Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016 № 12

Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков

8

Постановление Правительства РК от 30.12.2015 № 1131

Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции

9

Приказ МЗ  РК от 23.12.2020 № ҚР ДСМ-319/2020

Об утверждении Кодекса чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан

10

Приказ МТиСЗН РК от 28.08.2020 № 342

Об утверждении Кодекса служебной этики гражданских служащих


Задать вопрос Оставить отзыв Позвонить в клинику